Семейная жизнь татарских религиозных деятелейКакими были татарские семьи на рубеже XIX-XX столетий? Обращение к истории позволит установить, насколько предписания Ислама соблюдались на семейном уровне, какие особенности существовали у мусульман Поволжья примерно 100-150 лет назад. Татары издавна старались строить свою семейную жизнь по канонам ислама, религия сыграла важнейшую роль в формировании культуры и традиций. Вера в Аллаха помогала преодолеть сложнейшие периоды в истории народа, сохранить основополагающие моральные ценности общества. Именно поэтому семья, основанная на религиозных ценностях, всегда считалась передовой. Семьи татарских мулл всегда находились в центре народного внимания. Как правило, такие семьи были большими и крепкими. Например, знаменитый имам-мударрис из аула Түнтәр (ныне входит в Балтасинский район) Ишмухаммед Динмухаммедов воспитал семерых детей: Фатиму, Мухаммедракип, Фарука, Латифу, Нурлыгаян, Габдельхая, Нурислама. Имам аула Тәүгилде (Тетюшский уезд) Сагит бине Хамит был отцом девятерых детей: Сабита, Сахиба, Гимрана, Гимадетдина, Мухамметши, Ахметши, Джамалетдина, Низаметдина, Гатауллы. Как правило, родители жили вместе с семьями своих сыновей. Муллы придавали огромное значение воспитанию своих детей. До того, как отдать их в мектеп или медресе, они тщательно занимались их образованием еще дома. С малых лет дети учились канонам Шариата, письму, чтению, морали и труду. В 7-8-летнем возрасте сыновей отправляли в начальную религиозную школу. Образовательный процесс продолжался до 20-25 лет. Если позволял материальный достаток семьи, юноши получали религиозное образование зарубежом. Затем многие возвращались в свои медресе, где сначала работали преподавателями, а потом становились муллами в других махалля. Частенько они заменяли своих отцов, когда те уходили на заслуженный отдых. |
|
|