Найти
Видео
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
vesti011115
 
 
 
den edinstava
 
 
 
Мы в соц. сетях
vk facebook twitter ok
Друзья сайта

PostHeaderIcon История

Династия Аитовых-Замановых, основателем которой был купец Аит Заманов, занималась мыловаренным производством и кожевенной торговлей. Среди потомков особого успеха добился Ахмет, продолживший старинный семейный бизнес и прославившегося среди мусульман Казани строительством в 1788 году каменной мечети в Старотатарской слободе на Большой Мещанской улице (ныне ул.Нариманова, 98). Необходимо отметить Башира бин аита (1755-1835) казанского купца 1-й гильдии, очень богатого человека и щедрого благотворителя. Сулейман Аитов являлся крупным благотворителем, не жалевшим денег на богоугодные дела. В 1898 году он построил в Адмиралтейской слободе здание второй соборной мечети.

Всего у Аита Заманова было восемь сыновей. От первой жены имел он двух - Исая и Дауда, от коих пошли Замановы, а от второй - шестерых преемников: Яхью, Башира, Мусу, Салихюсупа, Якупа и Сулеймана, писавшихся Аитовыми.

Подробнее...

 

2 мая 2014 г. исполнилось 285 лет со дня рождения Великой Императрицы Екатерины II, положившей начало веротерпимой политике в Российской Империи. Именно ее указом от 22 сентября 1788 года в Уфе было образовано Духовное собрание магометанского закона, достойным правопреемником которого является Центральное духовное управление мусульман России. 


Указу Императрицы Екатерины II об учреждении в Уфе «Оренбургского Духовного Собрания Магометанского закона», 225-летнюю годовщину которого мусульмане России торжественно отмечали в 2013 году, предшествовал ее более ранний Указ от 17 июня 1773 г. «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий, и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам».

Хвала Всевышнему! – этот выдающийся по своей исторической значимости документ утвердил в России ВЕРОТЕРПИМОСТЬ одной из главных опор ее политики как многонационального и многоконфессионального Государства. И последовавший затем Указ об учреждении в Уфе «Оренбургского Духовного Собрания Магометанского закона» стал ярким свидетельством реализации такой политики на практике.

Его великое историческое значение заключается в том, что он положил начало адаптации ислама в общероссийское законодательно-правовое пространство. И именно поэтому мусульманам так дорога память о нем и о его создательнице – императрице Екатерине II.

 

Татары-мишари (мишэрлэр) - одна из этнограф. групп татар Ср. Поволжья и Приуралья. Верующие татары – мусульмане суннитского толка и христиане (кряшены). На 1990 год татар в России проживало ок. 5,5 млн чел., из них 80 тыс. чел., в осн. мишари, в Пенз. обл., что составляло 5,4% всего нас. обл. Наибольшее число татар сосредоточено в Неверк. р-не (48,3% нас. р-на), а также в Городищ. (41,9%), Сосновобор. (30,2%), Кузн. (27,2%), Камен. (22,6%), Лопат. (19,8%), Пачелм. (14,5%), Шемыш. (10,8%). Небольшое кол-во проживает и в др. р-нах. Все они относятся к кузнецкой подгруппе волжско-правобережной группы Т.-м. В территориальном плане все Т.-м. делятся на неск. групп, но наиб. самобытными являются окская, или темниковская, и сергачская группы. В результате расселения темниковских Т.-м. возникли кузнецкая, лямбирская (Ср. Посурье) и хвалынская (саратовская) подгруппы. Язык татар относится к булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. До 1929 татары пользовались арабской письменностью. Разговорный яз. татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), восточный (сибирско-татарский). Диалект Т.-м., в свою очередь, делится на две группы говоров: цокающий и чокающий. Говоры Т.-м. Пенз. обл. относятся к чокающей группе. В антропологич. плане Т.-м. Пенз. обл. относятся в осн. к европеоидному (понтийскому) типу (длинноголовость, темная или смешанная пигментация волос и глаз, высокое переносье, значительный рост бороды). Непосредств. предками Т.-м. были тюркоязычные племена, жившие в 9–14 вв. на терр. Пенз. края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население переселилось в более сев. р-ны Ср. Посурья и Примокшанья. В 14 в. на р. Мокше возникает золотоордынский улус Мухши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование Т.-м.

Подробнее...

 

Сегодня пришло время вспомнить славные страницы нашей истории. Мы стараемся собирать информацию об истории татарских мечетей, татарских богословах и делиться этой информацией с нашими читателями. При этом не стоит забывать и о той роли, которую играли в истории татар династии купцов и промышленников. Именно они спонсировали строительство мечетей и медресе, они во многом поддерживали татарских ученых и религиозных деятелей. Поэтому важно сохранить их имена в памяти народа. Предыдущая статья была посвящена династии Юнусовых, новый материал посвящен истории не менее замечательной династии Апанаевых.


У бабушки Суфии рода Апанаевых и Марджани, внучки известного в Казани просветителя, общественного деятеля и одного из лидеров движения национального возрождения татар Габдуллы Апанаева ветви Юсуфа Ибрагимовича, была шаджара рода в виде огромной родословной таблицы, которую она собирала много лет. Из нее видно, что после взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным у предков династии Апанаевых - детей кожевника Амата - случился разлад: два сына его и внук предпочли служить русскому царю, - след этой ветви прослеживается до царствования на Руси первого из Романовых - Михаила Федоровича, - то есть до середины XVII века. Другой сын Амата Хан-булат и внук Айтулла ушли за Мёшь-реку и поселились в ауле Янбулат волости Лаишевской. Там они выделывали кожи, торговали помалу и даже крестьянствовали. Развернулся в делах торговых Утяк, сын Айтуллы, а сын Утяка Ярмэк уже писался купцом. Не единожды ездил Ярмэк в Казань с товарами, обзавелся знакомствами и связями, в делах купецких необходимыми, а вскоре, продав двор с лучшим в ауле домом, перебрался в Казань и поселился в Татарской слободе меж улочек Сафьян и Кунче, аккурат в ремесленной части слободы, о чем говорят сами названия улиц.
Вскоре Ярмэк женился и народил сына, которого назвал Апанаем и от которого, собственно, и пошли Апанаевы. По весьма скудным сведениям, ибо все древние архивы и документы сгорели в страшном пожаре 1815 года, Апанай к 15 годам уже закончил медресе, а годам к двадцати считался одним из самых образованных людей во всей мусульманской Казани.

В 1715 году у Апаная родился сын Исмагил. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников тем, что был пытлив, самостоятелен и предприимчив. Когда в 1763 году вышел указ Ея Императорского Величества Екатерины II о разрешении торговать татарам по всей империи, Исмагил одним из первых татарских купцов в Казани установил связи с Нижним Новгородом, Самарой, Вяткой, Астраханью, Ростовом, Москвой и Санкт-Петербургом. Торговал он кожами, пушниной, шерстью и иным товаром, имеющим спрос, а посему приносящим прибыль.

Подробнее...

 

«... здесь против нас много татар. Я не хотел бы встречаться с татарином даже! во сне».

Из письма немецкого солдата домой

 

НЕУЛОВИМЫЙ ЕНАЛИЕВ

... Чем ближе наши бойцы продвигались к центру Берлина, тем ожесточеннее становилось сопротивление врага.

При форсировании реки Шпрее отличился уроженец с. Мазарлы (ныне Октябрьское) Неверкинского района нашей области Харис Еналиев, имя которого теперь носит одна из улиц его родного села. Командир роты приказал Харису вместе с отделением переправиться на тот берег реки под ураганным огнем немцев и захватить набережную. Тот понимал, что шансов остаться в живых ни у него, ни у его бойцов нет. И Еналиев перед рассветом один переплыл Шпрее. Точными выстрелами Харис уничтожил вражеских пулеметчиков, дав тем самым возможность бойцам своего отделения переправиться. Немцы устроили настоящую охоту за вражеским «невидимкой» — но никак не могли его поймать: он отвечал их автоматному лаю гранатами и точными очередями. А тем временем бойцы роты, которой было поручено занять плацдарм на том берегу Шпрее, на лодках переправлялись через нее.

«Одиночке» Еналиеву пришлось нелегко — нацисты буквально засыпали его гранатами. И, кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы не смекалка его и подвижность. Даже когда патроны кончались, он и тут не растерялся — стрелял из «калаша» одиночными, чтобы наверняка.

Он дождался своих. Фашисты не выдержали, и он, впереди своих товарищей, бросился вперед, преследуя врага. Звание Героя Советского Союза Харису Мусеевичу Еналиеву присвоили 31 мая 1945 года.

Подробнее...

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 4