p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 27pt;">Хадж - это паломничество к Священному Дому (Каабе), которое обязан совершить каждый (имеющий для этого возможность) мусульманин хотя бы раз в своей жизни. Совершение паломничества - фард айн для состоятельных мусульман. Деньги, потраченные на паломничество, должны быть заработаны честным трудом. Их источник должен соответствовать Шариaтy, в противном случае Аллах не примет такого паломничества. Непризнание обязанности паломничества является неверием.

Кто должен совершать хадж?

Хадж предписан людям; соответствующим следующим критериям: 1) Мусульманин 2) Психически полноценный 3) Свободный 4) Совершеннолетний (совершил паломничество, то это не снимает с него обязанности совершить хадж уже в возрасте мукалляф). 5) Состоятельный человек, имеющий возможность совершить этот обряд.

Столпы паломничества

1) Ихрам 2) Стояние на горе Арафат 3) Обхождение вокруг Каабы (7 раз). 4) Бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва (7 раз). 5) Обривание волос полностью или подстригание хотя бы пряди волос. 6) Последовательность выполнения.

Обязательства хаджа

1) Надевание ихрама от местности Микат 2) Стояние на горе Арафат после полудня и до захода солнца. 3) Ночевка в долине Муздалифа 4) Ночевка в местности Мина. 5) Бросание камней три дня по три раза. 6) Прощальный таваф (обход вокруг Каабы).

Ритуалы большого паломничества

(Хаджа)

1. Ихрам. Следует сделать ният (намерение) к началу соблюдения обряда. Сунна совершить гусуль.

Сунна - совершить намаз в 2 ракаата с намерением соблюдения ихрам.

Вхождение в Мекку

Когда паломник впервые посещает мечеть Аль-Харам и видит Каабу, то в этот момент ему желательно читать дуа и просить у Аллаха то, чего он желает в этой жизни и в Конце Света. Следует совершать приветственный таваф (обход вокруг Каабы) 7 раз, начиная от черного камня против часовой стрелки.

Стояние на горе Арафат

Стоять нужно после полудня 9-го числа месяца Зуль-хиджа до рассвета следующего дня 10-го числа Зуль-хиджа, т.е. вторую половину дня, вечер, ночь, предшествующие Курбан-байраму. Стоять хотя бы одну минуту в этом интервале времени - фард.

Ночевка в Муздалифе и бросание камней.

Следующий столп Хаджа - ночевка в Муздалифе. В долине Муздалифа собирают камешки. Паломники ночуют в Муздалифе, затем выезжают оттуда на рассвете дня праздника в Мину, для бросания камешков. Камешки бросают в три специально установленных столба. В каждый столб бросают по 7 камней, произнося при каждом броске: "Аллаху Акбар!»

Подстригание волос

Мужчины стригутся наголо или подстригаются. Женщины немного укорачивают с конца.

Таваф

(обход вокруг Каабы)

Таваф совершается после половины ночи праздника (до или после бросания камешков), но лучше, если он происходит после бросания и подстригания. Для совершения таваф является условием: быть в состоянии гусль и вуду, быть чистым от наджасы (нечистот), прикрытие аурата.

Мужчины должны передвигаться быстрее (сунна). При возможности следует поцеловать черный камень.

После совершения таваф лучше читать дуа, намаз в 2 ракаата (сунна).

Сай - бег между ас-Сафа и аль-Марва

Сай считается правильным после совершения обязательного Тавафа. Бег начинается с холма ас-Сафа и заканчивается на холме аль-Марва. Сай выполняется 7 раз.

Ночевка в мине и бросание камней

в дни ат-Ташрик

Затем паломник отправляется в местность Мина в ночь первого из дней Ат- Ташрик и ночует там. После наступления полудня первого дня Ат- Ташрик бросают камешки в три столба: сначала в маленький, затем - в средний и, наконец, в большой столб - в каждый по 7 камешков. При бросании желательно произносить: "Аллаху Акбар". Во второй день дней Ат- Ташрик обряд повторяется. Затем, если паломника застал закат солнца второго дня в Мине, то он обязан остаться и бросать камешки в третий день. Вернувшись в Мекку, совершают прощальный Таваф и Сай (это является сунной).

Ритуалы малого паломничества

(Умры)

Малое паломничество (Умра), в отличие от Хаджа, совершается в любое другое время года. Ритуалы Ум­ры выполняются так же, как и ритуалы Хаджа, за иск­лючением обряда стояния на горе Арафат и бросания камешков. Ритуалами Умры являются:

1) Ихрам. 2) Таваф. З) Сай. 4) Стрижка. 5) Освобождение от ихрама.

Запрещенные действия

После принятия ихрама во время

Хаджа или умры

1) Половые отношения или их начало. 2) Заключение брака. З). Ношение сшитой одежды. 4) Подстригание ногтей, бритье. 6) Использование благовоний. 7) Покрывание головы (мужчинам). 8) Охота на птиц или других животных. 9) Укрывание лица и кистей рук (женщинам). 10) Смазывание волос маслом или чем-нибудь маслянистым (Духи).

Кто совершил что-либо из этих действий до первого разрешения - попадает в грех, и ему надо делать фидья (искупление), то есть заклание одной овцы.

Искупительные действия в случае

Нарушения ихрама

Первое разрешение - это выполнение паломником 2-х ритуалов из З-х (таваф, подстригание и бросание камней). При нарушении ихрама (надеть сшитую одежду, защищаясь от холода; подстричь ногти и т.д.) до первого разрешения, следует совершить искупительное действие - зарезать овцу. Если он не в состоянии это сделать, то должен постится в течение трех дней. Если же паломник совершил эти действия после первого разрешения, то делать фидья ему не нужно.

Половой акт до первого разрешения портит Хадж. Человеку необходимо совершить Хадж заново в виде долга сразу же (на следующий год). Если паломник сделал это сознательно, помня, что совершает Хадж, в котором это запрещено, то ему следует давать искупление - каффара. Каффара определяется в виде верблюдицы, если не может найти, то - корова или 7 овец. Если не может найти жертвенное животное, то человек должен купить на эту сумму еду и раздать людям. Если же и этого не может сделать, то держит пост за каждый 1 мудд - l день поста.

Прощальный таваф

После окончания Хаджа, перед тем, как покинуть Мекку, паломник совершает прощальное обхождение. Это - обязанность.

Посещение могилы пророка

(да благословит его Аллах и приветствует!)

"Кто посетил мою могилу, тот - будто посетил меня". Посещение могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) является сунной, и это единогласное мнение имамов четырех основных мазхабов и других ученых.

Желательно, чтобы паломник намерился делать это искренне ради Аллаха. Перед посещением мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) желательно совершить гусуль и надеть чистую одежду.

Схема совершения Хаджа

(Хадж ат-Таматту1, Хадж аль-Киран2, Хадж аль-Ифрад3)


1. Хадж ат-Таматту (прерываемый)- это совершение Умры и Хаджа отдельными облачениями в ихрам для совершения Умры, выполнив все необходимое, выходит из этого состояния и с наступлением времени Хаджа вновь облегчается в ихрам для его совершения. В этом виде Хаджа курбан является ваджибом.

2. Хаджа аль-Киран (совмещенный) - это совершение Хаджа и Умры. Водном иxpаме: при облачении в ихpам верующий делает намерение и на Хадж, и на Умру, сначала совершает Умру и затем, не выходя из иxpама, Хадж. Совершающему Хадж аль-Киран курбан является ваджибом.

3. Хадж aль-Ифрад (самостоятельный) - это совершение Хаджа без Умры. Верующий после облачения в иxpам делает намерение и выполняет обязательства только Хаджа. Для тех, кто совершает этот вид паломничества, курбан (жертвоприношение) не является ваджибом (необходимым).

4. Микат. Место, где паломники облачаются в иxpам, называется микат. Оно находится в четырех километрах от Каабы. 3а пределами миката начинается территория, на которую нельзя входить без иxpама. В наши дни многие верующие облачаются в одеяние паломника заранее, перед самой посадкой в самолет.

5. Соблюдение этого положения обязательно для всех паломников.

6. Сай - это бег между холмами Сафа и Марва, которые находятся близ Каабы.

Паломники начинают бег от Сафы и совершают пробег 7 раз: 4 раза от Сафы до Марвы и 3 раза от Марвы до Сафы.

7. Праздничный намаз не является ваджибом для паломников.

8. Если паломник не успеет бросить камни в условленные дни, либо по какой-либо причине задержится в долине Мина и наступит время вечерней молитвы «магриб», то он, оставшись в долине, должен совершить дополнительно обряд побивания Шайтана на 13 день Зуль-Хиджа за этот день и за каждый пропущенный день.

1. Микат Ихрам:

• быть в состоянии

омовения;

• облачиться в ихрам;

• сделать намерение совершить один из видов Хаджа;

произнести дуа Тальбия;

• внимательно соблюдать установления ихрама.

2. Умра. Мекка (Хадж ат-Таматту, Хадж аль-Киран):

• совершить таваф (7 кругов) вокруг Каабы;

• совершить двухракятный намаз возле Макам Ибрахим;

• совершить сай между холмами Сафа и Марва.

3. День Тарвия (8 день Зуль-Хиджа):

• приезд из Мекки в долину Мина или на гору Арафат;

• проведение времени в поклонении.

4. Хадж. Арафат (9 день Зуль-Хиджа - день Арафата):

• стояние на горе Арафат и Джабаль ар-Рахма ;

• совершение намаза Джаму-ль-Такдим ;

• проведение времени в поклонении, чтение дуа;

• после захода солнца отправление в долину Муздалифа либо в долину Мина.

5. Муздалифа/ Мина:

• совершение намаза Джаму-ль-Тахир;

• проведение времени в поклонении, чтение дуа;

• сбор камешков для обряда побивания Шайтана;

• совершение утреннего намаза (10 день Зуль- Хиджа);

• до восхода солнца отправление из долины Муздалифа в долину Мина

6. Мина (10день Зуль-Хиджа - 1 день Ид аль-Адха):

• совершение обряда побивания Шайтана Джамратуль-Акаба (7 камешков) до восхода солнца5;

• курбан (жертвоприношение) (Хадж ат-Таматту, Хадж аль-Киран);

• сбривание волос, выход из состояния ихрама;

• отправление в Мекку.

7. Мекка. (10 или 11 дни Зуль-Хиджа):

• совершение тавафа аль-Ифада;

• совершение двухракятного намаза возле Макам Ибрахим;

• совершение Сайа (Хадж ат-Таматту, Хадж аль-Ифрад);

• возвращение в долину Мина.

8. Мина. (11,12 дни Зуль-Хиджа):

• обряд побивание Шайтана совершается каждый день в течении трех дней (10,11,12 дни Зуль-Хиджа) бросанием в каждое условное место по 7 камешков. Совершается обряд после наступления дневного намаза «зухр» до наступления времени вечернего намаза «магриб».

9. Мекка. (13 день Зуль-Хиджа):

• совершение тавафа аль-Вада;

• совершение двухракятного намаза возле Макам Ибрахим.

10. Покидание Мекки.